ОБ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ ТИПОВОГО ШТЕМПЕЛЯ Любознательные нумизматы давно уже обратили внимание на те изменения в рисунке орла московских рублевых монет 1737 года, которые со следующего года использовались исключительно лишь в Петербурге, а в Москве более ни разу не встречались. Заключались они в ином расположении перьев хвоста орла, а также в наклоне державы вправо и, как следствие, некотором отдалении ее от крыла
А теперь следует рассказать об одной интересной находке, дополняющей наши сведения о работе над штемпелями «резного штемпельного дела мастера» Лукьяна Дмитриева. Это монета с портретом работы Дмитриева и его же работы оборотной стороны, с хвостом орла первого — начального варианта, так что по всем показателям она как будто бы совершенно обычная. Однако внимание привлекло изображение державы и креста на ней. Хорошая сохранность монеты позволила рассмотреть, что под этим четко и с высоким рельефом, выполненным рисунком видны еще два аналогичных, сделанных вручную, слабо, схематично и выглядящих скорее наметками, чем готовыми рисунками.
Один из них расположен левее основного и имеет вертикальное положение креста, почти касающегося шестого пера крыла, то есть точно так же, как на всех монетах работы Дмитриева первого варианта.
Второй рисунок находится правее основного, крест державы наклонен вправо и вершиной своей направлен по касательной к крылу, что полностью соответствует второму варианту штемпелей Дмитриева. На монете можно также рассмотреть, что на этом правом варианте сделана попытка придать кресту вид украшенного: на вершине креста имеется перекладина, что уже является полной аналогией петербургскому рисунку.
Таким образом, на этом штемпеле в ходе его изготовления были первоначально намечены две державы с крестами, положение которых соответствует обоим известным вариантам московских штемпелей, а затем непосредственно по ним, для уничтожения этих наметок, выполнен новый рисунок с рельефом более высоким, чем все остальные детали герба, и штемпель в таком виде пошел в работу.
Что это было? Неудачное первоначальное расположение рисунка и его исправление? Маловероятно: ведь держав-то всего три, то есть ошибаться надо было дважды! Скорее всего, это похоже на одновременное и не очень рельефное исполнение на одном штемпеле (только наметкой!) рисунка обычного и уже использующегося, а также нового рисунка — как первого этапа работы над штемпелем с планово вносимыми изменениями. Сделано это могло быть для визуальной оценки достаточности внесенных отличий при подготовке нового варианта оборотной стороны, а третий рисунок выполнен с тем расчетом, чтобы своим промежуточным расположением и очень глубоким рельефом замаскировать или уничтожить вовсе первоначальные следы и позволить уже готовый штемпель использовать в работе.